Луховицкие узоры

«На свете три столицы: Москва, Париж и Луховицы», — говорится в известной пословице. Ирония противопоставления, заложенная в ней, особенно ощущается в самих Луховицах, маленьком провинциальном городке, расположенном среди подмосковных лесов на живописном берегу Оки. Уже более тридцати лет в Луховицком лесхозе существует уникальный народный промысел росписи по дереву.
Все традиции когда-то возникают впервые. А если промысел рождается из традиционного, обретая со временем собственные черты? Имеет ли он право на жизнь? Да, при условии, если не скатывается к валу, а обретает свой оригинальный облик. Происходит ли это в Луховицах?

Основоположник промысла — краснодеревщик Александр Павлович БУЗЫРИХИН, создал группу из трех мастеров. Размещались все в маленькой избушке: в одной из комнат работали художники, в другой изделия грунтовали и стояла печка — «кубовка» для их просушивания, в третьей трудились токари.
При разработке ассортимента мастера обратились к традиционным формам древнерусской посуды: братины, чаши, поставки, ковши, кружки. В отличие от других центров по художественной обработке дерева, где используются липа и береза, в Луховицах стали применять невостребованную осину, которая раньше почти полностью уходила в отходы лесного производства. Был разработан метод вытачивания посуды из сырой древесины с постепенной сушкой в опилках.
В эти годы велись активные поиски орнаментально-декоративного стиля и технологии луховицкой росписи. В ее основу был взят принцип знаменитой Хохломы, несущей в себе знаковый, национальный характер. От нее луховицкий промысел унаследовал некоторые технологические приемы: праздничное звучание драгоценного «золотого» фона, декорирование растительным орнаментом, созвучным родной природе. Тем не менее при активном участии Московского химического завода N 2 для луховицкого промысла разрабатывалась своя, оригинальная технология росписи по дереву. Токарные формы покрывали масляным грунтом и лаком, затем втирали сухой, мелко растертый алюминиевый порошок. Роспись выполняли по «серебряной» основе. Уже готовое, расписанное изделие крыли бесцветным лаком, сквозь который просвечивало «серебро» узора или фона. Получили распространение два вида росписи: в одном случае рисунок наносился поверх серебристого фона, в другом серебряный силуэтный орнамент исполнялся на цветных фонах: голубом, фиолетовом, синем, черном, красном, охристом. Позже роспись стали выполнять не на «серебряной», а на «золотой» основе.

Назад Вперед

Друзья, нравится мой блог? У Вас есть возможность помочь проекту в финансовом плане:

Написать комментарий